Некрополь в переводе с древнегреческого значит “город мертвых”. Это настоящий город с бесчисленными крестами, часовнями, монументальными саркофагами, портиками, оградами, обелисками, пирамидами…
Некрополь 18 века – старейшее кладбище Петербурга. Здесь покоятся: финансист и государственный деятель С. Витте; инженер, механик, строитель Исаакиевского собора А. Бетанкур; первый русский ученый-энциклопедист, академик, профессор М.Ломоносов; изобретатель и механик петровского времени А. Нартов; живописцы А. Антропов и В. Боровиковский; петербургские зодчие: Д. Кваренги – строитель Смольного института, И.Е. Старов – архитектор Таврического дворца, А. Воронихин, имя которого навсегда связано с историей Казанского собора, Ж. Тома де Томон создатель ансамбля Стрелки Васильевского острова, А. Захаров – архитектор, придавший зданию Адмиралтейства современный вид, К. Росс – зодчий, которому Петербург обязан своим “строгим стройным видом”. Нашла свое место успокоения в некрополе 18 века и Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина-Ланская.
Есть на территории Александро-Невской лавры и некрополь мастеров искусств. На территории
1,1 га сохранилось 174 надгробных памятника. Баснописец И. Крылов; переводчик “Иллиады” Н. Гнедич; мореплаватель Ю. Лисянский; основатель Лицея М. Сперанский; лицеисты первого “пушкинского” выпуска: поэт А. Дельвиг, адмирал Ф. Матюшкин, генерал К. Данзас, ректор Петербургского Университета П. Плетнев; историк Н. Карамзин; писатель Ф. Достоевский – все они покоятся здесь. А вблизи так называемой Композиторской дорожки находятся надгробия М. Глинке, Д. Бортнянскому, Н. Римскому-Корсакову, М. Мусоргскому, П. Чайковскому. В западной части кладбища – участок художников: А. Иванов, П. Федотов, Ф. Бруни, И. Крамской, И. Шишкин, Б. Кустодиев…
Когда-то современник А. Пушкина П. Вяземский написал: “В свое время все это было, жило, двигалось, радовалось, любило, пело, наслаждалось; иногда, вероятно, грустило и плакало. Все эти люди, весельчаки, имели утро свое, полдень свой и вечер; теперь все поглощены одной ночью”.
Любой город начинается с крепости. Петербург не был исключением. Только Петропавловская крепость не похожа на русские крепости. Башни заменили бастионы, почти 20-метровые крепостные стены называют куртины, нигде нет дворца царя или палат знати… Зато возвышается не только над крепостью, но и над городом Петропавловский собор, подаривший свое имя крепости. Как писал один из поэтов: “там виден храм, где искони внутри опочивают русские цари…” Точнее – императоры, ведь собор – усыпальница российских императоров. Удивителен интерьер храма. Словно зала для торжеств с огромными окнами, расписанными под мрамор пилонами и наличниками, обилием леплины, удивительной работы резным иконостасом и беломраморными саркофагами – надгробиями на могилах императоров.
Крепость называют Русской Бастилией. На протяжении почти двух столетий в ее бастионах и казематах размещалась политическая тюрьма. Опальный сын Петра Первого царевич Алексей, княжна Тараканова, имя которой овеяно легендами, декабристы и народовольцы, идеолог анархического движения Петр Кропоткин и “бабушка русской революции” Екатерина Брешко-Брешковская, писатели Радищев, Достоевский, Чернышевский, члены Временного правительства и фрейлина последней русской императрицы Анна Вырубова – все они были заключенными крепости.
“Эта крепость все видела, все слышала, но до сих пор она держит все в тайне..” – так написал о крепости А. Дюма. Кто знает, может быть некоторые из них и приоткроются для Вас на экскурсии по Петропавловской крепости.
Экспозиция “История Санкт-Петербурга – Петрограда” – находится на территории Петропавловской крепости.
Здесь можно узнать об истории приневских земель до основания Петербурга и, благодаря экспонатам, представить себя в роли первых строителей города. Составить представление об изменениях быта горожан и том, как выглядел Петербург, например 18 века. Оказаться на Дворцовой площади в день установки Александровской колонны или во время самого катастрофического наводнения 7 ноября 1824 года. Побывать в императорских театрах или у модистки. Подобрать себе театральный бинокль или “Золушкин” башмачок. Заглянуть в окна доходного дома, чуть меньше Вас по размеру, но позволяющего рассмотреть все-все-все от подвала до чердака в мельчайших деталях. Повстречать трубочиста или сходить в синематограф. Услышать по старинному телефону новости 100-летней давности.
Портреты и городские пейзажи, редкие образцы торговых вывесок и фарфор петербургских заводов, кухонная утварь и предметы декоративно-прикладного искусства, первая в мире модель автомобиля, запущенная в серийное производство и образцы сантехнического оборудования, чудом сохранившиеся духи начала 18 века и витражи, украшавшие парадные лестницы домов столичного города – все это создает представление о жизни города и горожан.
Экспозиция бывшего особняка Румянцева рассказывает об истории дворца и его владельцах. Послереволюционному периоду жизни города посвящен ряд выставок: «Нэп. Образ города и человека», «От будней к праздникам. Этюды из 1930-х годов». Коллекция музея рассказывает и о самой трагической странице в жизни города – блокаде Ленинграда.
Эрмитаж – один из самых известных и посещаемых музеев мира. Его коллекция началась с 225 картин, купленных императрицей Екатериной Второй в 1764 году. А сейчас насчитывает порядка 3 600 экспонатов. Эрмитаж входит в пятерку крупнейших музеев мира. Когда-то императрица шутя писала: “всем этим любуются только мыши да я”. Прошло время, и ее внук, император Николай 1, сделал Эрмитаж общедоступным.
Гордость эрмитажной коллекции – произведения искусства Рембранта, Рубенса, Тициана, Гогена, Родена, Рафаэля, Леонардо Да Винчи, Сезанна и многих – многих других.